На лицевой стороне лопасти прялки узор располагается поярусно. Вверху ряды птиц. Ниже, среди полос геометрического орнамента, ряды оленей и коней. Эмоциональный строй росписи торжествен и строг. Волнообразный ритм бега животных согласован с ритмами геометрических узоров, уводящих к истокам росписи, к древнему геометрическому стилю в искусстве резьбы по дереву, вязания, ткачества, к традициям соседей — коми и ненцев. На древность происхождения указывает и техника — рисунок палочкой и расщеплённым птичьим пером прямо по дереву сажей, красной глиной или суриком, на растворе смолы лиственницы в горячей воде. Закреплялась роспись покрытием олифой. Кажется, все подчинено канону. Ряды птиц — это, скорее всего, гуси. Местные жители промышляли добычей пуха диких гусей. Коней, особую породу «мезенок», они выращивали для извоза. Оленей видели у ненцев и зырян, и сами их держали. Рисунки наивны. Но в них много жизненной правды, того, что А. И. Некрасов называл «реализмом содержания», но не формы. Обобщение целого и частностей, поз, жестов приобретало почти символический характер.
Источник информации:
книга «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея», автор И. Я. Богуславская.
Музей и/или фонд, на который ссылается источник:
Государственный Русский музей.
Сажа, красная глина или сурик, на растворе смолы лиственницы в горячей воде, олифа